Русская икона конца XVIII — начала XX веков
Оценка зрителей:
Голосов: 0
Коллекция иконы в Новокузнецком художественном музее начала формироваться в конце 1980-х годов. И одной из основных задач сотрудников музея стало изучение местной, бытовавшей в нашем регионе иконы. Большинство из представленных здесь экспонатов собраны сотрудниками НХМ в экспедициях по деревням Кузнецкого района, часть закуплена у коллекционеров.
Особенностью выставки является то, что представленные на ней иконы — поздние, то есть написанные в основном в конце XVIII — начале XX вв. Русская иконопись этого периода — новая и практически не исследованная область, которая только начинает привлекать к себе внимание.
XVIII — XX вв. — время, когда «классическая» иконописная традиция видоизменялась, шла на спад: с одной стороны — в иконописи все больше начинали проявляться черты светской художественной культуры; с другой — возникали и развивались местные иконописные традиции.
Бытование иконы в Западной Сибири началось в XVII в. вместе с появлением здесь первых русских переселенцев. И, в последствии, на протяжении нескольких столетий, люди, ехавшие в Сибирь, везли с собой иконы из самых разных районов нашей страны. Эти иконы неоднородны по уровню художественного мастерства и разнообразны по стилистике. В них можно заметить особенности московской, новгородской, строгановской и др. школ иконописи.
Значительный интерес представляют старообрядческие иконы. В среде раскольников высоко чтили древние иконы, умели ценить тонкость письма и лаконичность рисунка, ясность композиции. Старообрядческие иконы «Отечество», «Никола Зарайский», «Снятие с креста» и др. отличаются высоким профессиональным мастерством.
В экспозиции представлено несколько икон конца XIX века, выполненных в стиле академической живописи с использованием светотени и объемной моделировки фигур («Спас Вседержитель», «Св.Владимир», «Св.Николай»). Такие иконы создавались, как правило, светскими профессиональными художниками по заказу храмов.
Экспозиция включает обширный раздел крестьянской иконы.
В качестве образцов крестьянские иконописцы использовали иконы профессиональных мастеров, но значительно перерабатывали исходный образ. Лики святых на народных иконах лишены рафинированной утонченности, немного грубоваты; яркие цвета и условно-обобщенный рисунок роднят эти иконы с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Однако эти образы эмоционально выразительны, близки к реальным человеческим переживаниям. Они отражают мировосприятие простого русского человека, его представления о добре и красоте. Многими исследователями поздняя крестьянская икона ценится именно за то, что она отражает устойчивые эстетические идеалы русского народа, впервые проявившиеся еще в ранних иконописных памятниках.
Наиболее почитаемы в нашей местной крестьянской среде были образы Богородицы, Николая-угодника, Пантелеймона-целителя и Архангела Михаила. Традиция почитания Архангела Михаила как покровителя воинства появилась в Сибири, очевидно, вместе с первыми военными переселенцами.
В XVIII — XX вв. население сибирских сел быстро росло и ни привозные иконы, ни местные профессиональные иконописные мастерские уже не могли удовлетворить увеличевшуюся потребность в иконах. Этот недостаток и стали восполнять повсеместно возникающие крестьянские промыслы.
На протяжении многих веков, вплоть до конца XIX в., на иконы возлагались драгоценные ризы-оклады, свидетельствующие о благоговейном почитании святыни и бескорыстной щедрости молящихся. В собрании нашего музея находится несколько серебрянных окладов XIX — начала XX вв. Оклады сделаны способом чеканки и штамповки с применением в декоре многоцветной эмали, чернения, позолоты. Разные по характеру образов, техническому исполнению, они принадлежат творчеству как столичных, так и провинциальных мастеров.
Неотъемлемой частью художественной культуры русского православия являются иконы из меди, бронзы и других металлов. Традиция изготовления металлических икон, нательных крестов уходит в древние времена крещения Руси. Небольшие металлические образки, носимые на груди, считались оберегом владельца, были удобны в пути, отчего их называли путевыми. Большое распространение металлические иконы получили в среде старообрядцев. В нашей экспозиции представленна металлопластика XVII — XIX вв. основных центров старообрядческого общежительства (выговское, гуслицкое литье), а также литье московской и провинциальных школ.
Собрание Новокузнецкого художественного музея в последние годы пополнилось небольшой коллекцией рукописной и старопечатной книги XVIII — начала XX вв. Большую часть коллекции составляет старообрядческая печатная книга, а также книги, изданные синодальными типографиями Москвы, Петербурга и Киево-Печерской лавры в XVIII в. Коллекция включает также несколько рукописных книг. Наиболее ярким памятником поздней письменной старообрядческой культуры является рукописная книга «Деяния сего света и будущаго» (1878г.), украшенная 31 цветной миниатюрой.