Выставка к 200-летию со дня рождения Марии Дмитриевны Достоевской "В стремлении к идеалу..."
Оценка зрителей:
Голосов: 0
Возрастное ограничение: 6+
11 сентября 2024 года в 16:00 в выставочных залах новокузнецкого музея Ф.М. Достоевского (ул. Достоевского, 29) откроется юбилейная выставка «В стремлении к идеалу…». Ее открытие приурочено к 200-летию со дня рождения Марии Дмитриевны Достоевской (1824-1864) - женщины, которой суждено было стать первой любовью и первой женой гения мировой литературы.
Ее образ, запечатленный Достоевским с такой глубокой и трагической ясностью, современный человек едва может различить, вглядываясь в скупые штрихи двух меленьких фотографий или вчитываясь в строки воспоминаний о писателе, где иногда упоминается ее имя.
Названием выставки стала цитата из воспоминаний В.В. Тимофеевой (О. Починковской) о Достоевском «Год работы со знаменитым писателем». Отмечая удивительное внешнее сходство мемуаристки со своей первой женой, Достоевский сказал о Марии Дмитриевне:
«Была это женщина души самой возвышенной и восторженной. Сгорала, можно сказать, в огне этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова - да! - и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок».
Так, спустя девять лет после смерти Марии Дмитриевны (разговор писателя с юной корректоршей типографии В.В. Тимофеевой состоялся в июне 1873 года), Достоевский вновь возвращается к мысли, которая связана у него с образом первой жены, и которая задает высочайшую точку восприятия писателем ее личности. Он вновь, как и в апреле 1864 года, размышляет об идеале, «к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек».
Выставка станет попыткой, несмотря на скупость имеющегося материала, хоть отчасти приблизиться к образу личности Марии Дмитриевны Достоевской, каким его увидел и запечатлел писатель. Основу выставки составят письма и дневниковые записи Ф.М. Достоевского, воспоминания современников, известные и недавно выявленные архивные документы. Произведения изобразительного искусства представят взгляд современных художников на образ Марии Дмитриевны, размышления об истории ее взаимоотношений с Ф.М. Достоевским, а также выполненное с помощью современных технологий художественное воссоздание утраченного пространства, с которым связаны важнейшие моменты ее жизни.