Место и время

Музей

Выставка "Храмовая и старообрядческая икона"

Оценка зрителей:
Голосов: 0


Возрастное ограничение:

 0+

Старинных храмовых образов, написанных до революций 1917 г., в России осталось мало, десятилетия богоборчества и иконоборчества сделали своё дело. Их постигла участь даже более жестокая, чем храмовых зданий. Последние часто не уничтожались, а приспосабливались под производственные помещения, жильё, хранилища и т.д. Разорённые церкви можно восстановить, что делается до сих пор. Храмовые же образы в большинстве своем безвозвратно погибли; сохранилась лишь малая часть художественного богатства Российской Церкви. Тем ценнее образы, которые мы можем видеть.
На самой большой из представленных икон (высота 124 см) «Господь Вседержитель» видим надпись, поясняющая её создание: «Икона сия сооружена иждевением крестьян дер. Курской в память … коронования Е(го)Ц(арского)В(величества) Государя Императора Николая Александровича 14 мая 1896 года; при час.(овенном старосте) Ти… ». Часовенный староста – общественная должность по уходу и надзору за (какой-либо) часовней. То есть перед нами редкий вид иконы – памятная, написанная в память знаменательного события.
После запретов Петра I и Синода лить церковные образы это ремесло сохранилось у старообрядцев (игнорировавших запреты власти). Но изготавливаемые ревнителями старой веры литые образы по-прежнему имели хождение и у паствы синодальной Российской Церкви.
Литые иконы в старину были обычны в домах верующих наравне с деревянными, ведь даже простейшая из них – крест Распятие Христово – это именно икона. Литые изображения были подчас внушительного размера, самая большая на выставке – «святой великомученик Димитрий Солунский» с избранными святыми — в высоту около 40 см. Как и на дереве, в металле русские мастера чаще всего создавали образы Богородицы. Также мы видим разнообразные кресты-Распятия, литые образы Иоанна Предтечи, святителя Николая Чудотворца.
Врезные иконы — литые образы, врезавшиеся как составная часть в деревянные — были распространены у старообрядцев. Врезной образ, как правило, окружался писаными изображениями соимённых святых – небесных покровителей заказчика иконы, членов его семьи.
Редкой является золочёная копия креста преподобного Аврамия Ростовского (венчал его посох, которым святой сокрушил в Ростове идола).
Экспонаты предоставлены одним из сибирских коллекционеров.

Количество комментариевКомментариев 0