Место и время

Сегодня
Выбрать дату

Мини-выставка Игоря Грабаря

Оценка зрителей:
Голосов: 0


25 марта 2021 г. в Новокузнецком художественном музее начинает работу мини-выставка произведений народного художника СССР И.Э. Грабаря, посвященная 150-летию со дня его рождения. Игорь Эммануилович Грабарь - значимое имя в истории русской культуры XX века. Это признанный художник, искусствовед, художественный критик, реставратор, педагог, музейный деятель, архитектор, блестящий администратор - директор Третьяковской галереи, организатор реставрационного центра по спасению древнерусского искусства. При этом в течение почти шестидесяти лет он был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

Мини-выставка представляет три хранящиеся в НХМ живописные работы художника: «Автопортрет с женой» (1923),«Дельфиниумы» (1944) и «Сирень у Амбрамцевской мастерской» (1949). Эти работы часто репродуцировались в монографиях автора, экспонировались на многих выставках в России и за рубежом.

Признанный искусствоведами одним из лучших портретов советской живописи «Автопортрет с женой» Игорь Эммануилович Грабарь пишет в 1923 году. Тогда же П.П. Кончаловский пишет свой «Автопортрет с женой на коленях». Прообразом, вдохновением для этих работ был «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембранта. Автопортрет И.Э. Грабаря не так явно близок Рембранту, как произведение П.П. Кончаловского. У Игоря Эммануиловича иное композиционное решение, другая сюжетная ситуация. Но своей живописной щедростью, своим безудержно-счастливым настроением он связан с вдохновляющим примером великого голландца. С полотна нас, зрителей, встречают радушные хозяева на пороге своей мастерской, два нескрываемо счастливых человека: художник – только что закончивший работу, работу явно удачную, и его жена – всегда интересующаяся творческим процессом мужа, разделяющая в этот момент радость его творческого свершения. Внутренняя близость этих людей так естественна, так полна и открыта, что зритель невольно приобщается к их настроению.

И.Э. Грабарь часто писал натюрморты с цветами, особенно любил писать цветы сильные, яркие. Человек жизнерадостный, деятельный и активный, он и в природе прежде всего искал жизнеутверждающее начало. А в 1944 – году трагическом, сложном, требующем веры в лучшее будущее, в прекращение кровопролитной войны, он пишет натюрморт «Дельфиниумы», где напряжение жизненных сил в хрупких, но удивительно жизнестойких цветах, превращает созданный художником образ в символ, раскрывающий сущность его оптимистического мироощущения. Дельфиниумы в натюрморте активно и смело утверждают себя в пространстве, их стебли напористо устремлены вверх, чашечки цветов многоглазо и любопытно открыты миру. Жизнеутверждающая сила красоты всегда в работах И.Э. Грабаря показывает победу над эфемерностью, хрупкостью и незащищенностью всего живого.

Пейзаж «Сирень у Абрамцевской мастерской» 1949 года, исполненный в мягких и нежных красках, словно доносит аромат цветения и наслаждения чувством естественной, умиротворенной дачной жизни. И.Э. Грабарь передает состояние той короткой начальной поры лета, когда зелень травы, деревьев еще сохраняет свою весеннюю свежесть, но уже не чувствуется того бурного брожения жизненных сил обновленной природы, которым она полна весной. Пейзаж написан, когда художнику было 78 лет. Кажется, что образ умиротворенного теплом летнего дня согласуется с мироощущением художника в этот период его жизни. Образ природы, отдыхающей после бурной, напряженной весенней борьбы, вызывает представление о том наслаждении ясным и мирным покоем, которое испытывает художник, умевший видеть красоту закономерности человеческого бытия, сопоставляя его с жизнью природы.

Экспозиция продолжает серию мини-выставок, проходящих в Новокузнецком художественном музее в рамках цикла «Календарь знаменательных дат». Все три работы художника в зале НХМ можно увидеть в течение недели. На протяжении месяца с 25 марта по 25 апреля для организованных групп дошкольников и младших школьников доступно к заказу музейное занятие, включающее информационную часть о художнике и картинах, творческую часть по изготовлению собственного натюрморта с дельфиниумами и игровую составляющую.

Количество комментариевКомментариев 0